«Вокруг полно людей, и ни один человек не помог». Дети всё чаще сталкиваются с равнодушием на улицах российских городов

Жительница московского района Медведково рассказала в соцсетях историю, поистине поражающую равнодушием некоторых наших сограждан

Женщина пишет, что её 12-летний сын 8 февраля возвращался домой с занятий в спортивной секции, расположенной в соседнем Отрадном. Дом мальчика находится в получасе езды на автобусе от секции, и ребёнок много раз ездил по этому маршруту. Когда он ехал домой, было около шести вечера. Мальчик случайно уснул в автобусе и проехал свою остановку. Проснувшись и поняв, что уже проехал дальше необходимого, выскочил из автобуса на первой же остановке, забыв забрать пакет со сменной обувью, и стал спрашивать окружающих, где он находится. Потом обнаружил пропажу, забежал в открытые двери автобуса и не заметил, что автобус уже другой, а сменка уехала в прежнем. Водитель, разумеется, отказался выпустить мальчика раньше, чем на следующей остановке. В итоге ребёнок окончательно заблудился и позвонил отцу за помощью.

Надо отметить, что у ребёнка мобильный телефон был при себе, и он регулярно сообщал родителям, когда приезжал на занятия и собирался возвращаться домой. Но, как принято говорить в таких случаях, по закону подлости именно в этот раз телефон разрядился практически в начале разговора, и отец даже не успел расспросить сына о том, где тот находится, узнать какие-то приметные ориентиры и т.д. И дальше начинается самая обескураживающая часть истории, которая вызывает как минимум недоумение тем, насколько бесчувственными порой бывают окружающие люди. Заблудившемуся, испуганному, плачущему ребёнку никто не дал телефон, чтобы позвонить родителям. Мама подростка, со слов сына, рассказывает, что он обратился к нескольким десяткам прохожих, подходил к мамам с детьми, к пенсионерам, объяснял, что заблудился, и что у него сел телефон. Но никто не помог мальчику. Одни утверждали, что у них нет на телефоне денег на звонок, другие просто игнорировали просьбы.

«Даже милицию никто не вызвал, все просто отворачивались! Люди, что с вами стало?! Почему вам настолько плевать! Почему ни один взрослый в Москве в 6 вечера на оживлённой улице не помог ребёнку?», — задаётся риторическим вопросом москвичка.

Через 40 минут бесплодных поисков мальчик увидел полицейскую машину и обратился за помощью к правоохранителям. Полицейские отвезли подростка в отделение, откуда он, наконец, смог позвонить родителям, которые забрали его домой.

И такие ситуации происходят регулярно, и, разумеется, не только в Москве. В марте прошлого года в Кирове контролёр высадила из автобуса 12-летнюю школьницу, потому что девочке не хватило 1 рубля на оплату проезда. Ни сотрудницу транспортной компании, ни водителя, ни других пассажиров абсолютно не волновало, что до дома ехать было ещё около часа, а на улице стояли морозы. Рубль на проезд, раз уж без этого жизнь ребёнка ничего не стоит, никто из попутчиков тоже не предложил. Делом, конечно, занялась местная прокуратура, потому что кондуктор нарушила закон, запрещающий высаживать из транспорта детей до 16 лет, которые едут без сопровождения взрослых, за невозможность оплатить билет. Удручает сам факт того, что для защиты детей от замерзания на улице пришлось принимать специальный закон, хотя неприемлемость таких поступков должна быть очевидна и без всяких законов. Но даже федеральные нормы от вопиющего отношения к детям, как видно, защищают не всегда. В Кемерово за последние пару месяцев жертвами чересчур принципиальных водителей автобусов стали сразу двое детей 7 и 10 лет, которых также выгнали на улицу в 20-градусный мороз из-за нехватки денег на проезд. Ровно так же произошло в прошлом году в Волгограде, когда у четырнадцатилетнего школьника не сработала транспортная карта. Пока бдительный контролёр «устранял угрозу работе транспорта», окружающие не обращали на происходящее ни малейшего внимания.

Проблема отношения к детям и безразличия взрослых касается, естественно, не только транспорта. В СМИ появляется немало публикаций о коллективных издевательствах и психологическом давлении на одноклассников  в школах со стороны других учеников, и в этом случае равнодушие сотрудников, их невмешательство также нередко приводит к плачевным последствиям. И подобные случаи продолжают происходить во время пандемии, когда столько было сказано о сочувствии и взаимопомощи перед лицом общей опасности. Вслед за матерью московского школьника, не нашедшего элементарного участия у десятков сограждан, хочется спросить: люди, что с вами?

Ответ даёт клинический психолог, основатель школы психологического боя «Валаал» Валерий Ивановский. Специалист объясняет, что подобные ситуации, в том числе описанный выше случай в Москве, являются следствием процесса атомизации общества. В результате у многих людей эгоистические, утилитарные мотивы начинают превалировать над социальными, то есть эти люди озабочены исключительно удовлетворением собственных потребностей. Такие деструктивные процессы в нашем обществе спровоцированы управленческой спецификой российского государства.

«Важнейшим фактором, запускающим процессы общественного распада, являются управленческие ошибки государственного аппарата, так как власть является заказчиком и через свои социально-политические структуры — исполнителем, формирующим параметры личности, которые кристаллизуются посредством процесса социализации. Реализуя политику, направленную на ограничение участия человека в политической и правозащитной деятельности, путём ужесточения законодательства и стигматизации наиболее активных участников, государство разрушает органы социального организма, пытаясь заменить их собой», — объясняет Ивановский.

Психолог резюмирует, что крайней формой патернализма, который так старательно государство взращивает в своих гражданах, как раз и является эгоизм и отсутствие реакции даже на страдания детей. Достигая своих политических целей, государство разрушает столь необходимые социальные связи, создавая вместо общества в полном смысле этого слова всего лишь совокупность отдельных индивидов, обеспокоенных сугубо собственными делами и переживаниями.