Клинический психолог объяснил причины увлечения астрологией в эпоху развития информационных технологий

Количество просмотров видео, посвященных астрологии, увеличивается в геометрической прогрессии. Рунет переполнен предсказаниями астрологов по темам пандемии, политики, мировых войн и межличностных отношений. Над влиянием ретроградного Меркурия, наверное, успел посмеяться каждый, исключением не стали и федеральные каналы. Накануне в эфире программы «Вечерний Ургант» известный телеведущий пошутил про ретромеркурий. В причинах популярности астрологической тенденции в XXI веке разбиралась «Московская газета»

Для чего современному человеку в эпоху глобальной технологической революции, прогрессивного развития информационных технологий и искусственного интеллекта понадобилось погрузиться в древнее учение о взаимосвязи движения небесных тел и человеческой жизни? Своей версией с «Московской газетой» поделился клинический психолог, основатель школы психологического боя «Валаал» Валерий Ивановский. 

Эксперт уверен, астрологическую тенденцию обуславливает множество факторов развития нашего государства. 

«Сложные явления всегда детерминированы большим количеством факторов и причин. Действительно, многие из нас до сих пор не могут самоидентифицироваться и выбрать пути своего дальнейшего развития. Все это сопровождается началом социально-политического и экономического кризиса. 

Весь путь развития российской государственности – это путь все более усиливающегося этатизма (этатизм — убеждение, что государство должно регулировать все сферы общественной и частной жизни, — прим.ред.). Какую бы сферу мы ни рассматривали, о чем бы мы ни говорили, государственный обобществленный интерес всегда важнее, чем человек. С течением исторического развития этатизм государства и нивелирование интересов человека только усиливались. Даже пионерский салют — действие, которое обозначало, что интересы общества важнее личных. Такие же параллели можно провести и сегодня, когда корпоративные институты и государство полностью доминируют над человеком. Государство всегда меняло законы в своих интересах. Этот вывод имеет одно очень серьезное следствие, которое заключается в том, что государство всегда было основным источником социального заказа, то есть оно воспитывало или штамповало человека именно по тем лекалам, которые ему были удобны», — рассказывает Валерий Ивановский.

Отвечая на вопрос о том, как выглядит психологический портрет человека, склонного к изучению астрологии, клинический психолог выделил такие характерные черты, как зависимость и отсутствие свободы волеизъявления: «Особенностью человека, сформованного по заказу государства, является то, что он отдает свою свободу, свою волю, свою жизнь в руки государства, обменивая ее на безопасность, на уверенность в завтрашнем дне, на какие-то социальные пособия, бесплатное образование и медицину. Получается, что государство, это некий родительский суррогат. Как суровый, но добрый отец, заботящийся о ребенке, он всегда гораздо лучше знает, что необходимо человеку. Поэтому сформировался такой зависимый тип, который ищет кому бы отдать свою свободу». 

Может ли РПЦ сегодня стать альтернативой теряющей влияние государственности? Психолог уверен, что нет, поскольку, по его мнению, государство и церковь на протяжении всей истории России являлись полными или частичными эрзацами друг друга.

«Здесь необходимо упомянуть корреляции с вопросами религии. Наиболее приемлемые социальные черты, что с точки зрения государства, что с точки зрения религии, заключаются как раз в пассивности, некоей униженности человека. Сейчас, в период, когда профессионализм, результативность, легитимность государства ставятся под сомнение, усиливается критика результатов выборов и любых других действий со стороны правительства, когда посредством объективных и субъективных причин уровень жизни падает, количество несвободы растет, авторитет государства уменьшается достаточно ощутимо. С одной стороны, абсолютное большинство населения — это люди, которые привыкли вверять свою судьбу в руки сурового, но справедливого отца в виде государства или президента, а с другой стороны, вдруг оказывается, что этот отец может быть суров, но не совсем справедлив и результативен. По идее возникает экзистенциальный ужас и одновременно желание вверить свою жизнь в руки кого-то еще. Если государство на эту роль уже не подходит, начинается поиск неких суррогатов и симулякров. Соответственно, после государства таким суррогатом выступает церковь, не важно, какие религиозные доктрины она проповедует. Но опять же, особенности нашего российского государственного развития, государственной эволюции таковы, что церковь и государство всегда шли рука об руку и являлись, по сути, обратной стороной друг друга. По большей части, церковь всегда зависела и основывалась на государственном авторитете. Последние десятилетия это явно проявляется. Несмотря на то, что формально у нас церковь от государства отделена, безусловно, она получает огромнейшую финансовую, административную поддержку от государства. В этом заключён большой минус для церкви, поскольку, как только государственный авторитет начинает снижаться, вместе с ним падает и авторитет церкви, поскольку она не может заменить собой государство. Она уже не может быть точкой сборки и неким местом силы, на которое человек будет ориентироваться», — подчеркнул Валерий Ивановский.

Исходя из этого, по словам психолога, человек, долгие годы формировавшийся и подстраивавшийся под государственные интересны, вынужден искать третью альтернативу, способную обменять его безусловное доверие и поклонение на некие блага: «Философские, научные и околонаучные системы, которые заменяют собой снижающийся авторитет государства и церкви, расцветают. В это точке открывается большая ниша, большой простор для деятельности всякого рода адептов дисциплин, которые пытаются за счет широкого распространения своих взглядов пассивно или активно призывать своих сторонников. Именно поэтому на сегодняшний день мы наблюдаем массовое увлечение различного рода оккультными, околонаучными доктринами. Я думаю, что на этом огромном поле любой желающий может найти ту систему, которая бы ответила на все его вопросы, успокоила бы его и самое главное, сняла бы ответственность выбора, лишила бы человека свободы в обмен на какие-то блага». 

Ранее клинический психолог рассказал, почему человек ищет смысл жизни и может ли он существовать без него.