Вред или польза: психолог рассказал о влиянии компьютерных игр на детскую психику

Речь идёт о персонаже компьютерной игры Poppy Playtime (доступна на мобильных устройствах). На этот раз клинический психолог Валерий Ивановский рассказал, как современные забавы помогают детям выплёскивать негатив. Кроме того, поговорили с ним об играх во дворе — о том, что осталось в прошлом — прятки, казаки-разбойники, царь-горы и т.д. В мегаполисах они почти исчезли, им на смену пришёл компьютер. Обсудили, насколько это плохо, или хорошо для психики ребёнка

Игра — визуальный симулятор

В первой части собеседник «Московской газеты» подробно объяснил, что игрушки не могут оказывать негативное влияние на психику. По словам Валерия Ивановского, для ребёнка гораздо опасней любой игрушки-монстра невежественное ближайшее окружение, которое через свой архаично-синкретичный жизненный опыт существенно искажает процесс социализации ребёнка, закладывая в структуру его личности зерна будущих социально-психологических страданий.

Ещё одна важная тема — компьютерные игры.

Валерий Ивановский считает, что те из них, что основаны на применении алгоритмов дискурсивного мышления (от лат. discursus — рассуждение), являются наиболее разработанными когнитивными вербально-логическими (вид мышления, в котором используют понятие и логические конструкции, — прим. авт.) и визуальными симуляторами, которые в короткие сроки учат ребёнка зачаткам дискурсивного мышления и приемам наиболее результативного взаимодействия с реальностью.

«Играя в любую игру можно с легкостью убедиться, что она в той или иной степени схематично описывает существующую реальность: для того, чтобы достичь цели необходимо развивать навыки и умения, манипулировать с предметами, разрабатывая стратегии и придерживаться кодекса различных правил», — отметил клинический психолог.

Плюсы компьютерных игр

По мнению специалиста, у компьютерных игр есть плюс: они помогают детям выплёскивать негатив.

«Они (компьютерные игры, — прим.авт.) помогают непросто выплёскивают негатив, но и перерабатывать его, и наилучшим образом социализироваться. Я где-то читал про исследование, которое показало, что компьютерные игры улучшают криминогенную обстановку практически в два раза», — говорит Валерий Ивановский.

Действительно похожий эксперимент провели учёные Университета Йорка (Великобритания). Они изучили поведение более 3 тыс. геймеров и подтвердили, что связь между играми и агрессией есть, но вовсе не такая, как считалось раньше. Оказалось, что дети, которые больше склонны к жестокости и агрессии, чаще играют в компьютерные игры. Так они избавляются от негативных эмоций.

«Эти развлечения не только доступны, но они так же соотносятся с современными реалиями, как добывание пропитания на охоте и поход за продуктами в супермаркет. Дело в том, что с эволюционной точки зрения приобретение опыта, использование этого в качестве компьютерных игр, является в разы эффективнее и результативнее», — пояснил клинический психолог.

Игры прошлого

От современных игр — к забавам прошлых поколений.

Детский психолог и игровой терапевт Анастасия Цветкова считает, что поколение тех, кто родился в 70-х и 80-х годах удовлетворяли свой интерес к страшилкам с помощью игр во дворе (подвалы, «заброшки», стройки). Современному ребёнку эти развлечения недоступны, поэтому он выбирает других «монстров» — того же Хаги-Ваги.

В ответ на это Валерий Ивановский сказал, что такая постановка вопроса еще раз демонстрирует разницу между житейским и научным опытом: «Игры во дворе исчезли не потому, что на это повлияла чья та злая воля, а потому, что с учетом развития такая форма получения навыков взаимодействия с реальностью, получения навыков социальной коммуникаций взаимодействия является менее эффективными, чем компьютерные игры».

По словам клинического психолога, все компьютерные игры сейчас дают возможность участникам взаимодействовать и общаться.

«Игры позволяют более разнообразно взаимодействовать с предметами оцифрованного мира и получать гораздо более значимый опыт», — заключил Валерий Ивановский