Психолог Валерий Ивановский рассказал, почему женщинам не стоит красить волосы

А также объяснил, почему вообще не нужно радикально менять внешность без медицинских показаний

«Вам нужно изменить образ!» — такой совет часто слышат женщины на всевозможных тренингах по обретению богатства, счастья, достойного мужа и прочих благ. Под изменением образа, как правило, подразумевается корректировка внешности: новая прическа, цвет волос, макияж, а то и пластическая операция. Окрыленные советами коучей, женщины бегут делать «апгрейд», однако нередко случается, что с обретением нового образа старые проблемы никуда не уходят…

О глубинной подоплеке желания изменить внешность и о том, стоит ли это делать, мы беседуем с клиническим психологом, основателем школы терапевтического боя «Валаал» Валерием Ивановским.

— Валерий Валерьевич, давайте вначале попытаемся разобраться: почему в последнее время обрели необыкновенную популярность тренинги, где людей обещают научить добиваться тех или иных целей? В нашем случае — женские тренинги по обретению личного счастья во всех его аспектах?

— Давно замечено, что в периоды социально-экономических и политических неурядиц в любой стране отмечается всплеск интереса к каким-то оккультным или метафизическим учениям и к людям, их проповедующим. А на более рациональном уровне появляется большое количество тренингов, которые так или иначе «прокачивают» людей психологически, дают им новые цели и задачи, новое мировоззрение, и они также становятся популярными. Полагаю, что за интересом к ним стоит нарастающая тревога и неуверенность людей в себе, в дне сегодняшнем и завтрашнем.

— Почему же успокаивающую и стабилизирующую роль не берут на себя традиционные религии?

— Традиционные религии, мне кажется, в сознании людей так или иначе связаны с государством, хотя формально от него отделены. А государство, которое должно являться гарантом стабильности, в глазах людей перестает эту роль играть. И когда авторитет государства в глазах людей падает, уровень доверия к «официальным» религиозным учениям также падает. Однако психологический запрос на обретение спокойствия, уверенности, безмятежности остается, ну а рынок отвечает на спрос предложением: появляется большое количество тренингов, якобы помогающих все это обрести.

— Какое отношение ко всему этому имеет прическа, цвет волос, макияж — вообще внешность?

— В ходе большинства подобных тренингов человеку (особенно женщинам) озвучивается тезис о том, что необходимо меняться. Отсюда посылы: «необходимо изменить прическу», «покраситься в новый цвет», «сделать новый макияж», исправить форму носа, губ, груди и так далее. Все это обосновывается чем? Что ты станешь другой, ты станешь ярче, привлекательнее, на тебя обратят внимание. Будет легче завязать отношения и найти спутника жизни. И достаточно часто на этого спутника жизни нанизываются все остальные ожидания, которые в нормальной ситуации связаны с государством и церковью: это материальное обеспечение, и безопасность, и удовлетворение различных духовно-культурных запросов — вроде поездки на отдых за границу, похода в кино или театр.

Пожалуй, это является некой устоявшейся точкой зрения: необходимо что-то менять в своих серых буднях, и начинать этот процесс нужно с себя. Допустим, ты изменила цвет волос и теперь ощущаешь себя по-новому, чувствуешь себя королевой… Но, если на все это взглянуть с точки зрения науки, мы можем вывести как минимум два очень интересных следствия. С одной стороны, в природе действительно присутствуют «ритуалы прихорашивания»: например, более яркое оперение или густая шерсть у самцов, более ветвистые рога у самцов северных оленей и так далее. Эти качества дают приоритетную возможность для получения самки, то есть для реализации инстинкта продолжения рода. Однако в природе, как правило, прихорашиваются самцы; самки же обычно и физически меньше, и выглядят не так ярко. К чему это я? К тому, что «прихорашивание» женщин в человеческом обществе, получается, не является воспроизведением некоего эволюционного механизма.  Соответственно, напрашиваются два предположения: речь в данном случае может идти или о каком-то сбое биологической программы, или желание женщин выглядеть ярче не имеет никакого отношения к инстинкту размножения.

— То есть, получается, это некая социальная традиция, не обусловленная биологической необходимостью?

— Похоже на то. Причем на протяжении длительного времени эта традиция воспринималась весьма неоднозначно. Например, со времен Древнего Рима женщины, как сейчас принято говорить, с пониженной социальной ответственностью были обязаны красить волосы. Подобные правила действовали в странах Европы и значительно позже. То есть любой мужчина, который видел такую женщину, воспринимал ее только с этих позиций. Сейчас, разумеется, цвет волос женщины не регламентирует уровень ее социальной ответственности, однако не думаю, что современный мужчина, выделив взглядом такую яркую даму, подумал:  «Боже, как интересно она накрашена! Наверное, цельная и глубокая натура!» В этой связи напрашивается достаточно смелое предположение: все теории в духе «сделай себя ярче» толкают женщин только в одном направлении. Внешне такие цели могут и не ставиться, но внутренне получается именно так.

— Нередко женщины и без всяких тренингов хотят себя «усовершенствовать». Смотрит в зеркало и говорит: «Что-то я себе не нравлюсь». В лучшем случае все заканчивается радикальным изменением стиля — прически, макияжа, манеры одеваться, в худшем — пластическими операциями…

— Сразу оговоримся: при наличии каких-либо врожденных либо приобретенных косметических дефектов все усилия по приведению внешности в норму оправданы и допустимы. Но когда женщина с «нормальной» внешностью вдруг начинает себе не нравиться в зеркале, когда начинаются бесконечные эксперименты по изменению образа — это может свидетельствовать о наличии серьезных психологических проблем. О чем говорит желание изменить внешность? Когда человек «делает» себе другой разрез глаз, другие губы, другое очертание скул, он как бы «убирает» себя, и на этом месте «рисует» другую личность. А это уже серьезный маркер, показатель, если хотите — симптом того, что человек дезинтегрирован с собой и с внешней средой. И человек пытается некую свою дезадаптацию преодолеть ассоциативно, через раскрашивание себя. Но с точки психологии это достаточно сильно напоминает ассоциативное расстройство или конверсионное (истерическое) расстройство. Это вполне себе диагноз, и он лечится отнюдь не дальнейшим разукрашиванием, а определенным набором психологических или психотерапевтических методик.

Мне кажется, попытка изменить внешность и через это стать другой — своего рода эскапизм. Однако, как говорят в народе, куда бы ты ни бежал, от себя не убежишь. Можно изменить цвет волос, нанести самый яркий макияж, можно даже испытать от этого какое-то минутное удовольствие, но проблемы в результате никуда не уйдут. Наоборот, только усугубятся, загонятся глубже. Ведь сам по себе новый яркий образ не может сделать женщину более уверенной и счастливой, для этого необходимы гораздо более серьезные внешние и внутренние факторы.

— Боюсь, ваши слова могут быть истолкованы превратно: как сигнал к тому, что вообще не надо работать над своей внешностью. Где проходит грань между «здоровым» уходом за собой и бегством от себя с помощью радикального изменения внешнего образа?

— Конечно, уход за своим телом необходим. Сюда включаются все аспекты: гигиена, спорт, возможно, какие-то спа-процедуры или массаж. Нужен и уход за кожей лица: нанесение  кремов, масок, иных изобретенных наукой средств. И в визаже как таковом тоже нет ничего дурного. Однако, мне кажется, разумный человек понимает разницу между уходом за телом (лицом) и нанесением на себя другой личины. Заметьте, кстати, что в 99 случаях из 100 уверенная, красивая, притягательная женщина использует абсолютный минимум декоративной косметики. Не будучи специалистом, этого можно даже и не заметить.

Здесь, повторюсь, и проходит грань: психологически и психически здоровая женщина ухаживает за своим телом, при этом подчеркивая свою красоту умелым визажем. Но когда женщина начинает «закрашивать» свою личность — это маркер того, что у нее есть сложности с восприятием себя и мира. Она пытается решить психологические проблемы, но идет ненадлежащим путем.

— Пытаются «закрасить» свою личность не только женщины…

— Собственно, традиции «разукрашивания» существуют в так называемых примитивных культурах, это всегда связано с определенными ритуальными целями. Мужчина пытается таким  образом донести до окружающих, что он сильный, умный, ловкий. Но если мы заглянем за фасад — там будет слабость. Мужчина, получается, настолько не уверен в себе, в своих силах, что для демонстрации своей маскулинности ему необходимы какие-то знаки, понимаете. Сильный же человек живет с осознанием своей самодостаточности, ему «боевая раскраска» не нужна. Чем человек гармоничней, тем меньше у него потребности наносить на себя некие дополнительные знаки, которые бы говорили о его силе.

— Многие женщины почему-то стараются увеличить размер своих губ. Кто-то визуально, с помощью макияжа, другие же делают специальные косметологические процедуры. Какова, на ваш взгляд, психологическая подоплека этого явления?

— Мне кажется, это такой вульгарный фрейдизм. Психологически рот женщины ассоциируется у мужчин с вульвой, и искусственное увеличение губ — сокрытый эротический момент, когда женщина подсознательно акцентирует мужское внимание на доступных глазу пространствах, сигнализируя при этом, что она сексуально готова… Однако в реальности, если женщина «накачивает» губы, это вовсе не означает, что она внутренне готова совокупляться с неограниченным количеством самцов, соответствующих ее требованиям. Поэтому данное явление, скорее, социальное научение, а не искаженное отражение нашей биологической конституции.

В мире существует много социальных и религиозных доктрин, и роль женщины в них оценивается по-разному. Но практически везде эта роль конфликтная, и с течением времени конфликтность только усиливается противоречивыми социальными постулатами. Одни постулаты говорят, что современная женщина должна получить хорошее образование, стать успешной, двигаться вверх по карьерной лестнице. Другие — что она должна быть женой и матерью, хранительницей домашнего очага. Есть, наверное, и третьи, но это, пожалуй, главные. Все разнонаправленные требования социума, закладываемые с младенчества, давят на женщину, и, став взрослой, она уже подчас сама не знает, каково ее место, пытается найти себя. Вот вам и внутренний конфликт; и простого ответа на этот вопрос нет. Ну а раз так — женщина редуцирует к биологии: она должна привлекать самцов, то есть быть женственной, ну а женственность чаще всего ассоциируется с сексуальностью.  Поэтому и появляется эта условная символическая вульва на лице, доступная для взора буквально всех мужчин. Это якобы сексуально, это якобы притягательно, но на самом деле нет: «накачанные» губы —  отражение того самого социального конфликта и показатель нерешенности.

— Итак, если женщина смотрит в зеркало и не нравится себе…

— Если не идет речь об утре после шумной вечеринки (когда почти все не нравятся себе в зеркале), то, скорей всего, присутствует какой-то серьезный внутренний конфликт. И внешний вид в данном случае — отражение этого конфликта. То есть, если женщина не нравится себе, то ей, прежде всего, не нравится что-то внутри себя: как она живет, к чему стремится, как себя реализовывает. А раз такой конфликт возник — значит, был запрос, который не решили надлежащим образом. Поэтому и развивается такая дезадаптация, и она будет углубляться. Пока человек будет использовать эрзацы, негодные средства и методы, это может маскироваться, но в результате все равно будет углубляться, приносить все большие и большие страдания. В этом нет ничего непоправимого: есть много школ и направлений, которые купируют симптоматику, позволяют найти новые цели в жизни или актуализировать существующие.

— То есть, при появлении таких «звоночков» надо в первую очередь заглянуть внутрь себя?

— Совершенно верно, заглянуть внутрь себя и попытаться, в том числе и с помощью специалиста, понять, что не так со мной внутри, а не пытаться «замазать» проблему. Ну и, разумеется, не забывать про уход за своим телом, про гигиену мыслей и эмоций. Это триединство — работа с телом, контроль над мыслями и чувствами — формирует в итоге счастливую, развитую, гармоничную личность. Как видите, в этой триаде нет места разукрашиванию.

Источник: издание «Гражданские силы.ру»